Основные ошибки разработчиков систем управленческого учета

Александр Сафаров, Тина Бабенкова

Журнал «Управленческий учет» № 6 2005 г.

Как показывает наш опыт, наиболее часто встречающиеся ошибки при разработке систем управленческого учета вызваны как отсутствием концептуального подхода к назначению системы и методологическими просчетами, так и недооценкой факторов, имеющих под собой личностную природу.

Систематизация наиболее часто повторяющихся ошибок позволяет классифицировать их в следующие группы:


  • не определена цель управленческого учета


  • Прежде всего, необходимо сформулировать цель создания системы и определить ключевые направления учета. На разных этапах развития бизнеса, и в зависимости от его специфики это могут быть – управление запасами, контроль и оптимизация затрат, определение перспективного портфеля товарной продукции, жесткий контроль дебиторской задолженности и т.д.

  • разделение двух систем учета – бухгалтерского и управленческого


  • Только очень веские основания, связанные со спецификой учета в компании могут служить причиной создания параллельного отдела для обработки бухгалтерской документации, но в управленческой системе. Лучший вариант - это настройка бухгалтерии на потребности управленческого учета и одноразовый ввод информации, тем более, что современные технические средства позволяют это сделать.

  • не верно определена глубина аналитики по статьям затрат и местам их возникновения


  • На стадии проектирования системы недопустимо игнорировать потребности ключевых пользователей в различных срезах управленческой информации. Наилучший выход – интервьюирование менеджеров и учет собранных мнений при разработке плана счетов и структуры центров ответственности.

  • отсутствует четкое описание бизнес-процессов и документооборота


  • В комплексных внутрифирменных системах управленческого учета, функционирующих в условиях бизнес-процессов с развитыми горизонтальными и вертикальными связями, нечеткая регламентация действий пользователей может стать причиной того, что после внедрения системы до 80% рабочего времени будет расходоваться непроизводительно.

    Пользователь должен четко знать свою роль в цепочке обмена информацией, понимать какой документ он формирует, где берет информацию, кому передает, в какие сроки, кто владелец бизнес-процесса и т.д.

  • система управленческих отчетов не нацелена на потребности конкретного менеджера


  • Необходимо сопоставить глубину представляемой отчетности с потребностями каждого руководителя, не загружая ее излишне. Вышестоящий уровень менеджмента нуждается в более агрегированной информации, чем менеджер, расположенный ниже на иерархической лестнице.

  • не формализован порядок представления отчетности


  • Отсутствие системы регламентации внутренней отчетности отрицательно влияет на качество управленческой информации, провоцирует снижение исполнительской дисциплины. Возрастает риск недостоверности отчетности, регулярного возврата его на доработку, а следовательно, несвоевременного представления адресату.

    Каждый участник системы управленческого учета должен иметь четкое представление о формах и сроках представляемой отчетности. Немаловажную роль при этом играет избирательно задействованные механизмы мотивации.

  • отсутствие заинтересованности в управленческой информации со стороны линейных менеджеров, неверное определение потребителя информации


  • Как правило, это происходит, когда система внедряется принудительно «сверху». Изоляция руководителей подразделений от постановки задач на этапе проектирования, непонимание ими целей управленческого учета приводит к отторжению внедренной системы.

    Руководители игнорируют обязанности своих подчиненных, возложенные на них кем-то с целью формирования отчетности для кого-то, и устанавливают для работников свои приоритеты, связанные с функциональной направленностью руководимого подразделения.

    В результате, ежемесячно в компании генерируется целый пласт запаздывающей во времени управленческой информации, а менеджеры продолжают принимать решения вслепую.

    Система управленческого учета становится неоправданно затратной, поскольку информация только тогда имеет ценность, когда она, с одной стороны, востребована, с другой – доступна в нужное время и в нужном месте.