Проблемы при внедрении ERP-систем

В.Г.Сергеев, совладелец производственного Холдинга:
Как быстро ERP-система окупит себя?

Любой собственник вложив деньги, разумно желает получить отдачу. Однако, ошибочно распространенное мнение, что тут же произойдет снижение операционных расходов, например, за счет резкого сокращения штата. На первых порах это маловероятно. Скорее наоборот, увеличится количество работников, обслуживающих и развивающих систему.

Возврат вложенного капитала будет происходить постепенно. Возможные благоприятные результаты внедрения ERP-системы:


  • повышение инвестиционной привлекательности компании;
  • принятие верных управленческих решений на основе генерируемой системой информации;
  • снижение транспортно-заготовительских расходов;
  • снижение уровня запасов;
  • сокращение производственных затрат;
  • снижение производственного брака;
  • сокращение срока инкассации дебиторской задолженности;
  • оптимизация бизнес-процессов и, как следствие сокращение управленческого и производственного персонала и т.д. и т.п.

Перечислять результаты можно долго. Однако, на практике всего этого может не быть.

ERP-система – это не панацея от всех бед, а инструмент управления. А никакой инструмент сам по себе не способен приносить пользу. Если нет мастера (в данном случае заинтересованных в процветании компании и, одновременно, профессионально грамотных менеджеров), то инструмент лежит на полке, либо применяется не по назначению, а деньги, на него потраченные, лежат в кармане у продавца.


А.В.Степнов, генеральный директор (С-Петербург):
На этапе внедрения столкнулись с серьезной проблемой – нежеланием пользователей отказываться от Excelевских таблиц. При этом страдает наполняемость информации в системе…

Эта проблема типична для любого проекта по автоматизации информационных систем, в особенности контроллинговых. Среди причин могут быть:


  • устоявшиеся привычки (работнику старая таблица привычнее, понятнее, удобнее, даже если информация не структурирована, алгоритмы меняются, а сами отчеты требуют постоянных доработок) не умение работать в новой программной среде (игнорирование обучения, как со стороны пользователей, так и со стороны разработчиков системы);
  • недружелюбный интерфейс новой системы (в т.ч. из-за недостаточно продуманного подхода к проблемам пользователя на этапе проектирования системы);
  • узконаправленность системы (например, какой-то ее модуль, решая общефирменные проблемы, недостаточно охватывает потребности конкретного менеджера, поэтому работник вынужден пользоваться «самопальным» источником информации);
  • опасения сотрудника стать не нужным, не востребованным, а значит лишиться работы; нежелание открывать информацию, боясь потерять свою значимость (по принципу «кто владеет информацией, тот владеет миром») и т.д.

Проблему надо решать комплексно, подключая систему мотивации. В отдельных случаях, единственно правильное решение – это запрет работать вне системы, полное отключение вспомогательных таблиц.