Постановка управленческого учета

Наталья, гл. бухгалтер:
Насколько оправдано разделение двух систем учета: бухгалтерского и управленческого?

В идеале – лучший вариант, это настройка бухгалтерии на потребности управленческого учета и одноразовый ввод информации.

Современные технические средства позволяют вести различный учет (бухгалтерский, налоговый, управленческий) в одной системе. В этих условиях, оптимальней усилить штат бухгалтерии, чем формировать параллельный отдел для обработки той же бухгалтерской первички, но в управленческой системе. Однако, на практике все сложнее, и давать рекомендации без знания условий конкретного предприятия нельзя.

Вопрос реализации управленческого учета в информационной системе не простой, и мы несколько позже ответим на него более подробно в одной из наших статей.


А.Г.Смирнов, вице-президент по финансам, руководитель проекта по созданию управленческого учета Холдинга (Москва):
В июне у нас открывается проект по постановке и внедрению системы управленческого учета в компании. Не хотим повторять чужих ошибок. Не могли бы Вы подсказать нам, чего следует остерегаться?

К сожалению, не ясно, что на Вашем предприятии подразумевается под управленческим учетом. Управленческий учет как прототип американского «менеджмент эккаунтинга» или управленческий учет, как его понимают на многих российских предприятиях, т.е. с акцентом на последнее слово «учет», когда разговор идет именно о принятии к учету фактов хозяйственной деятельности.

Если даже говорить об управленческом учете в последнем, т. е. в «зауженном» варианте, то и здесь ошибок достаточно много. Все эти ошибки, по нашему мнению, можно разделить на концептуальные и не концептуальные, а также ошибки при разработке и ошибки при внедрении (итого 4 группы ошибок). Подробнее можно прочитать в нашей статье «Основные ошибки разработчиков систем управленческого учета».


Безродный Г.Г., директор:
По мнению нашего финансового директора, у нас проблемы с управленческой отчетностью, поскольку не формализован порядок ее представления.

Возможно это не единственная причина. Если Вы напишите более подробно или свяжитесь с нами по телефону, мы постараемся Вам помочь. Однако, в любом случае, трудно не согласиться с Вашим финансовым директором.

Действительно, один из этапов постановки управленческого учета - разработка системы регламентации внутренней отчетности. Ее отсутствие отрицательно влияет на качество управленческой информации, провоцирует снижение исполнительской дисциплины. Возрастает риск недостоверности отчетности, регулярного возврата его на доработку, а следовательно, несвоевременного представления адресату.

Каждый участник системы управленческого учета должен иметь четкое представление о формах и сроках представляемой отчетности. Немаловажную роль при этом играет избирательно задействованные механизмы мотивации.


Георгий Лазарев, Управляющий молочного завода:
Мы внедряем управленческий учет при помощи внешнего консультанта. Консультант настаивает на том, чтобы вписать ему в проект и оплатить, как отдельный этап, работы по описанию бизнес-процессов и разработке положения о документообороте. Утверждает, что это важно, так как у нас сложная структура связей между подразделениями. Так ли это необходимо?

Да. В системе управленческого учета, функционирующего в условиях бизнес-процессов с развитыми горизонтальными и вертикальными связями, нечеткая регламентация действий пользователей может стать причиной того, что после внедрения системы до 80% рабочего времени будет расходоваться непроизводительно.

Пользователь должен четко знать свою роль в цепочке обмена информацией, понимать какой документ он формирует, где берет информацию, кому передает, в какие сроки, кто владелец бизнес-процесса и т.д.