Конференции «Создание системы внутрикорпоративного контроля» и «Постановка управленческого учета на предприятии и его усовершенствование»

17 и 24 ноября 2005
отель «Арарат Парк Хаятт Москва», отель «Swisshotel»

Вскоре после I Международной Практической Конференции «Современные инструменты эффективного управления бизнесом»в Москве состоялось два значительных для CFO события. Это – конференции журнала «Финансовый директор» «Создание системы внутрикорпоративного контроля» (отель «Арарат Парк Хаятт Москва», 17 ноября 2005г.) и «Постановка управленческого учета на предприятии и его усовершенствование» (Отель "Swisshotel", 24 ноября 2005г.)

Эксперты Группы IntelCont приняли участие в обоих событиях и в очередной раз убедились, что организуемые журналом «Финансовый директор» конференции – одни из наиболее успешных мероприятий подобного рода, проводимых в российской столице. Это относится и к актуальности выносимых на обсуждение тем, и к качественному составу участников, и к уровню проведения конференций.

О популярности в профессиональной среде мероприятий журнала «Финансовый директор» говорит уже тот факт, что каждая из этих конференций, проведенных с интервалом всего в одну неделю (!), собрала более сотни участников. Сделав свои конференции традиционными для Москвы, журнал не останавливается на достигнутом. Находясь в постоянном поиске, организаторы успешно выбирают такие форматы проведения своих мероприятий, которые наиболее органично сочетаются с обсуждаемыми на них актуальными тематиками.

Если конференция «Создание системы внутреннего контроля» проходила в формате пленарного заседания, то на конференции 24 ноября организаторы логично решили, что наряду с общими для всех проблемами управленческого учета представителям различных сегментов рынка будет интересно обсудить присущую их отраслям специфику учета. Поэтому во второй половине дня аудитория этой конференции имела возможность разбиться на группы «по интересам», благо организаторы такую возможность ей предоставили.

Теперь о выступлениях.

На Конференции 17 ноября был сделан ряд интереснейших докладов по вопросам создания и организации деятельности подразделений внутреннего аудита и контрольно-ревизионных служб в отечественных компаниях. К наиболее удачным, из прослушанных нашими экспертами, следует отнести выступление представителей компании «Автомир» Михаила БУЛУШЕВА и Яны ДЕРЮГИНОЙ (тема доклада – «Система контроля и аудита бизнес-процессов на примере компании «Автомир»).

Следующая конференция (24 ноября) порадовала участников высоким уровнем выступлений на тему разработки, внедрения и эксплуатации систем управленческого учета. Своим опытом наряду с консультантами делились специалисты предприятий реального сектора экономики, своими силами создающие такие системы. Среди них отметим Светлану КАНАЛИНУ, CFO «Retal Industries Ltd» с докладом «Изменение системы управленческого учета с развитием компании» и Ольгу БОРТНЯЕВУ, CFO «News Outdoor» с докладом «Принципы организации управленческого учета». Ярким также было выступление Алексея МОРОХОВЦА, заместителя генерального директора «Девелоперская Компания "Высота" с докладом «Автоматизация управленческого учета», в котором обстоятельно были изложены основные заблуждения заказчиков дорогих ERP-систем и существующие простейшие варианты решений.

На обеих конференциях журнала «Финансовый директор» по традиции выступили представители Группы IntelCont: Александр САФАРОВ с докладом «Как сбалансировать рентабельность и ликвидность компании» (17 ноября) и Тина БАБЕНКОВА с докладом «Регламентация управленческого учета» (24 ноября).

На конференции 24 ноября после пленарного заседания, была организована работа одновременно 3 круглых столов, на которые вынесены были вопросы постановки управленческого учета в производстве, торговле и сфере услуг. Поскольку секции проходили одновременно, нам не удалось послушать ряд докладчиков, выступить и принять участие во всех дискуссиях. Однако по остроте затронутых проблем, предложенным решениям и развернувшимся на нашей секции обсуждениям можем судить об общем «градусе» конференции. Настрой участников был такой, что дискуссии не прекращались даже на кофе-брейках.

Прозвучавшая в ходе конференции практика управленческого учета в очередной раз показала, что на многих российских предприятиях управленческий учет по-прежнему ведется в эксельных таблицах без применения метода двойной записи. По сути, это обособленная «доморощенная» система, в которую ручным или полу-ручным способом вносится информация из бухгалтерского и других применяемых в компании видов учета.

В таких системах зачастую отсутствует методологическая база учета и четкие регламенты. Ориентированы они, как правило, на post-анализ. В первую очередь, такая ситуация характерна для небольших предприятий, а также холдинговых структур, имеющих в своем составе бизнес-единицы в удаленных регионах России.

Как следствие, возрастает вероятность человеческой ошибки при перебивке данных, затруднена актуализация информации в управленческой базе после отражения в бухгалтерском учете операций «задним числом», снижается достоверность и своевременность отчетности. В этих условиях, говорить об on-line мониторинге за бизнес-единицами холдинга и автоматизированной консолидации отчетности не приходится. Затрудняется, если не делается невозможной по причине чрезмерной трудоемкости, деятельность службы внутреннего аудита.

Между тем, как показывает практика, сегодня существует достаточное количество решений, позволяющих снять все эти вопросы разработкой и применением корпоративных стандартов управленческого учета на базе современных информационных технологий. Организуемые журналом «Финансовый директор» конференции, на которых специалисты различных предприятий имеют возможность обменяться опытом, обсудить волнующие вопросы и пути их решения, несомненно, вносят существенный вклад в дело становления в России «правильного» управленческого учета.

Хочется пожелать всему коллективу отдела Конференций журнала «Финансовый директор» во главе с Ириной СУХАРЕВОЙ не опускать высоко поднятую планку, сохранить накал страстей и дружескую атмосферу своих мероприятий, способствующую плодотворному общению профессионалов.