Пошаговая разработка и контроль исполнения мастер-бюджета: бизнес-практика на сквозных примерах (pасширенная версия) NEW!


  

Бюджетирование – мощное средство повышения управляемости компании, которое позволяет «оцифровать» цели бизнеса, организовать персонал компании на их достижение и контролировать успешность продвижения по намеченному пути.

В мастер-классе рассматриваются преимущества успешного бюджетного управления предприятием, современные методики разработки, контроля и анализа исполнения бюджетов. Подробно обсуждаются функции различных подразделений компании в этих процессах и их ответственность за исполнение утвержденных планов. Ключевое место в программе мастер-класса занимают техника и технология составления отдельных функциональных бюджетов, а также их консолидации в бюджеты верхнего уровня.


Особенность мастер-класса:

Разумное сочетание только необходимой теории и обширного практического материала. В программу включено большое количество бизнес-кейсов, работа над которыми позволит участникам лучше освоить обсуждаемые методики, а практические примеры из опыта автора и ведущего мастер-класса проиллюстрируют реальные возможности применения бюджетного управления на отечественных предприятиях.

Во время занятий участникам предоставится возможность в двух 5-часовых бизнес-играх закрепить все полученные в мастер-классе знания и отработать на практике навыки бюджетирования. В одной из них участники мастер-класса под руководством ведущего полностью спроектируют бюджетную модель компании: от ключевых индикаторов деятельности до ключевых отчетов их достижения; в другой - самостоятельно шаг за шагом пройдут весь путь разработки бюджета, начиная от сбора исходных данных и формирования отдельных функциональных бюджетов подразделений до создания генерального бюджета компании.


Мастер-класс адресован

руководителям и специалистам финансово-экономических подразделений, а также нефинансовым менеджерам с базовым уровнем финансовых знаний. Непосвященным он поможет раскрыть «секреты» бюджетирования, а посвященным – расширить горизонт своих знаний.


Продолжительность мастер-класса:

24 академ. час.


Автор и ведущий мастер-класса:

Сафаров Александр Владимирович канд. эк. наук, проф. ИБДА АНХ при Правительстве РФ, член-академик FEI (США), член IMA (США), эксVIP-член АБиАС (СНГ), Обладатель Диплома «Победитель в номинации «Инновации в управлении бизнесом», Обладатель сертификата «Лучший бизнес-тренер года».

С 2005г. - генеральный директор консалтинговой компании IntelCont, ранее занимал руководящие должности в финансово-экономических блоках известных российских компаний и холдинговых структур.

Имеет богатую успешную практику внедрения и применения корпоративных систем планирования, учета, контроля, анализа и мотивации; реформирования и реструктуризации моделей управления бизнесом; создания с «нуля» финансово-экономических департаментов холдинговых структур.

Первая из разработанных А. Сафаровым систем бюджетирования и управленческого учета [2000г.] признана «пионерской» в России и оценена экспертами американской консалтинговой компании Arthur ANDERSEN как соответствующая лучшему мировому опыту. Внедренные в последующем периоде под его руководством системы контроллинга являются, пожалуй, наиболее успешными в отечественном бизнесе XXI века. Результаты этих проектов широко освещены в ведущих деловых изданиях России, докладывались на международных практических конференциях и получили высокую оценку экспертов.

Постоянный ведущий авторского цикла лекций на бизнес-форумах, проводимых под эгидой Business to Business Production Group Conventions. Принимает участие в заседаниях Экспертно-консультативного совета по управленческому учету при Минэкономразвития.

Дает мастер-классы и консультирует топ-менеджеров компаний и владельцев бизнеса. По приглашениям ведущих бизнес-школ работает на программах executive-MBA. Выступает с докладами на международных конференциях. Публикует статьи о контроллинге и системах управления в передовых изданиях России.


Содержание мастер-класса:

Тема 1 В чем заключаются особенности бюджетного управления

Ключевые вопросы

  • Предназначение бюджетного управления
  • Место краткосрочных бюджетов в системе корпоративного планирования
  • Планирование и бюджетирование: игра слов, подмена понятий или…
  • Без бюджетов жить нельзя на свете, нет! Так ли это на самом деле?

Бизнес-практика на реальных примерах

  • Бюджетирование и стратегическое планирование
Тема 2 Бюджетные структуры и технологии разработки. Какие бюджеты нужны Вашей компании?

Ключевые вопросы

  • Структура Генерального Бюджета (Master-Budget). Отраслевая специфика: на производстве, в строительстве, торговле и сфере услуг
  • Финансирование и инвестирование. Что первично при планировании -«курица или яйцо»?
  • Прогнозный баланс: практическая необходимость или игры теоретиков?
  • Глубина детализации бюджета продаж. Как «нащупать дно» и не утонуть?
  • Бюджетирование от начисления к оплате. А если наоборот?
  • Временной горизонт. Там, за горизонтом (особенности формирования годового бюджета в компаниях с длительным циклом производства)
  • Разновидности бюджетов: периодический, скользящий, переходящий
  • Особенности, преимущества и недостатки нормативного планирования
  • Как на практике бюджетируют регулируемые затраты?
  • Двойная запись Луки Пачоли и бюджеты Вашей компании

Бизнес-кейсы

  • Разрабатываем блок-схему мастер-бюджета и структурируем бюджет продаж
  • Нормируем расходы на ремонт оборудования
  • Разбираемся в бюджетных взаимосвязях

Бизнес-практика на реальных примерах

  • Положение по нормированию и лимитированию операционных затрат
Тема 3 Бюджетирование с учетом реалий: optimist VS pessimist

Ключевые вопросы

  • Вариантное бюджетирование
  • Как, моделируя будущие события, мы можем управлять их развитием

Бизнес-практика на реальных примерах

  • Моделирование операционного бюджета в условиях неопределенности погодных и рыночных условий
  • Прогнозирование денежных поступлений с учетом вероятностных оценок
Тема 4 Разработка бюджетов. Как организовать процесс планирования или кто за что в ответе?

Ключевые вопросы

  • Объекты и субъекты бюджетирования. Функции участников бюджетного процесса
  • Матрешка ЦО. Чем отличается ответственность различных центров ответственности? «Личные» и «общественные» бюджеты
  • Матрица затрат по МВЗ
  • Как сделать бюджетный комитет работоспособным. Какую роль должен играть генеральный директор?
  • Организация бюджетного документооборота

Бизнес-кейсы

  • Реорганизуем матричную модель бюджетной ответственности

Бизнес-практика на реальных примерах

  • Внедрение системы бюджетного управления в сложноинтегрированном холдинге
Тема 5 Какие форматы бюджетов сегодня применяют и как преуспеть в предоставлении управленческой отчетности?

Ключевые вопросы

  • На что следует обратить внимание при разработке бюджетных формуляров
  • Плановые и отчетные формы: насколько принципиально их сходство?
  • Kритические аспекты коммуникации в поставке управленческой отчетности
  • Формат, дизайн и контент отчетов. Периодичность. Каналы дистрибуции
  • Разновидность отчетов: план-факт отчеты, отчеты по KPI, аналитические и стратегические отчеты
  • Обязательные требование к отчету. Как сделать отчет понятным и привлекательным
  • Лучшая практика отечественных предприятий

Бизнес-кейсы

  • Проектируем формат многопараметрического отчета об исполнении БДР

Бизнес-практика на реальных примерах

  • Форматы бюджетов отечественных и зарубежных предприятий. Лучшая практика
Тема 6 Как контролировать и анализировать исполнение бюджетов

Ключевые вопросы

  • Управление по отклонениям. Факторный анализ
  • К каким ошибочным управленческим решениям приводит контроль по «жесткому» бюджету и как их избежать. Как сделать бюджет «гибким» и почему это не всем удается
  • «Лифты» бюджетного контроля
  • Контроль с прямой и обратной связью. Специфика применения
  • Типовые ошибки бюджетного контроля, их последствия и рекомендации по исправлению
  • Каким критериям должна соответствовать эффективная система контроля?

Бизнес-кейсы

  • Контролируем и анализируем исполнение бюджета компании
  • Разрабатываем систему операционного и финансового контроля товародвижения

Бизнес-практика на реальных примерах

  • Применение факторного анализа при контроле затрат сырья и материалов
  • Корреляционный анализ против бюджетных злоупотреблений
  • Автоматизированный контроль движения материалов
  • Управление по отклонениям: контроль достижения целей бизнес-плана, контроль дочерних предприятий, контроль кредитов и наличности на счетах, контроль выручки и операционных издержек, контроль продаж
  • Контрольные мероприятия на стыке «поставщик-получатель» в сетевом бизнесе
  • Разработка «Положения по контролю и анализу исполнения операционных бюджетов»
Бизнес-игра 1 «Интеграция бюджетной модели в систему бизнес-управления. Step by step». Полное четырехчасовое погружение в жизнь реальной компании

Основные этапы игры

  • Выясняем корпоративные цели конкретных менеджеров, их полномочия и ответственность
  • Разрабатываем матрицу каскадированных индикаторов деятельности
  • Определяем, какая информация необходима менеджерам для контроля за достижением целевых значений установленных индикаторов
  • Проектируем формы прогнозных отчетов верхнего уровня (Отчет по Балансовому Листу, Отчет о Прибылях и Убытках, Отчет о Движении денежных средств)
  • По каждому из отчетов верхнего уровня проектируем вариации отчетов для менеджеров различных уровней управлений, представленных в матрице каскадированных индикаторов
Бизнес-игра 2 «Пошаговая разработка Мастер-бюджета». Сквозная шестичасовая бизнес-игра

Основные этапы игры

  • Структурируем компанию по центрам ответственности
  • Разрабатываем бюджет нового проекта
  • Планируем доходы компании от продаж продукции
  • Оцениваем плановый расход сырья и формируем бюджет закупок
  • Планируем другие расходы компании
  • Формируем Бюджет Доходов и Расходов (БДР)
  • Планируем денежные потоки и формируем первую редакцию Бюджета Движения Денежных Средств (БДДС)
  • Разрабатываем бюджет инвестиций и планируем привлечение финансовых ресурсов на его реализацию. Вносим коррективы в БДДС
  • Формируем Бюджет по балансовому листу