Финансовые коэффициенты: доверяй, но проверяй

Александр Сафаров

Журнал "Новости менеджмента" №3, 2011

Применение финансовых коэффициентов популярно не только среди финансистов, но также и среди многих руководителей и владельцев бизнесов,

Сегодня финансовые коэффициенты широко используются при сравнении состояния и результатов деятельности предприятий, особенно если предприятия разного размера и сопоставление абсолютных значений их финансовых показателей (таких, как прибыль, дебиторская задолженность, заемный капитал и т. п.) для оценки и понимания сравнительной успешности теряет какой-либо смысл.

Финансовый коэффициент легко помогает нам решить эту проблему, т. к. представляет собой ни что иное, как результат деления одного важного для нас абсолютного показателя (например, прибыли) на другой (например, продажи), т.е. является показателем относительным (в данном случае, рентабельностью продаж). Он нивелирует разницу в размерах, поскольку показывает, сколько копеек прибыли предприятие зарабатывает на каждом рубле продаж, независимо от их суммарного объема. Тем самым такой коэффициент помогает нам сделать верные умозаключения и, соответственно, принять оптимальное решение.

По схожему принципу рассчитываются коэффициенты ликвидности, платежеспособности, финансового левериджа1 , а также показатели, обозначаемые ROCE, ROCF, ROA, ROI 2, ROE и другими популярными аббревиатурами. Результаты этих расчетов используются для принятия решений по приобретению акций, выдаче займов, предоставлении торговых кредитов, ценообразованию, запуску новых продуктов, покупке предприятий и т. п.

Исходя из всего вышеуказанного, можно утверждать, что финансовые коэффициенты:

  1. Легко рассчитываются
  2. Предоставляют полезную информацию
  3. Помогают сравнить разновеликие бизнесы

Однако эти выводы поверхностные, они отражают взгляд новичка, непосвященного в приватности финансового анализа. Со временем, став искушенным знатоком, он с недоумением посмотрит на свои прежние утверждения и обязательно решит их подкорректировать. Подкрепленные опытом, эти выводы будут не так однозначны.

1 Финансовые коэффициенты легко рассчитываются, но результаты расчета трудно интерпретируются

Действительно:


  • если финансовый леверидж одной компании ниже, чем тот же показатель у другой компании, означает ли это, что первая компания испытывает трудности с привлечением заемных средств. Или это результат ее консервативной политики минимизации рисков неплатежеспособности и банкротства?
  • если при равной себестоимости рентабельность продаж одной компании ниже, чем у другой, означает ли это, что первая компания не способна продавать свою продукцию с высокой наценкой или это результат ее маркетинговой политики завоевания рынка посредством установления низких цен?
  • если скорость оборота товарных запасов компании внезапно резко снизилась – это результат политики неконкурентного «задирание» цен, осознанного «торможения» продаж (например, в ожидании инфляционного всплеска цен), необдуманного или напротив тщательно обоснованного (с учетом неизвестных нам факторов) перепроизводства? Или причина в чем-то другом?

Таким образом, расчет финансовых коэффициентов при отсутствии информации о применяемых компаниями стратегиях и тактиках их реализации низкопродуктивен.

2 Финансовые коэффициенты предоставляют полезную информацию, но эта информация требует детального анализа

Действительно:


  • если коэффициент текущей ликвидности одной компании ниже, чем тот же показатель у другой компании, означает ли это, что она действительно менее ликвидна? Ответ на этот вопрос можно получить только после постатейного анализа качества текущих активов обеих компаний. Выявленные по результатам анализа некондиционные материалы, «замороженное» незавершенное производство, вышедшие из моды запасы готовой продукции могут потребовать существенных корректировок в расчетах;
  • если оборачиваемость дебиторской задолженности одной компании выше, чем у другой, означает ли это, что инкассация дебиторской задолженности для нее менее проблематична? Выявленные по результатам детального анализа качества дебиторской задолженности, объемы сомнительных или плохих долгов этих компаний могут внести существенные корректировки в преждевременные выводы;
  • если рентабельность активов компании внезапно резко снизилась, это результат: капитального ремонта вконец изношенной технологической линии; модернизации производства за счет приобретения современного дорогостоящего оборудования; существенно возросших расходов на контроль качества производимой продукции? Или причина в чем-то другом?
  • Таким образом, расчет финансовых коэффициентов при отсутствии доступа к финансовой отчетности предприятий не имеет большого смысла.

    3 Финансовые коэффициенты помогают сравнить разновеликие бизнесы, но зависят от качества финансовой отчетности

    Допустим, мы имеем «на руках» комплект финансовых отчетов (балансовый лист, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств) двух идентичных по условиям бизнес-деятельности компаний, а также возможность получать под запрос любые необходимые нам для детального анализа, но не отраженные в этих документах отчетные данные. Можно ли в этом случае утверждать, что расчет и применение финансовых коэффициентов для сравнения этих двух компаний будет полезным? Нет, нельзя.

    Как известно, финансовая отчетность есть результат оцифровки (обработки и фиксации) фактов хозяйственной деятельности компании по определенным субъективным правилам, которые называются учетной политикой (разрабатывается на основе общепринятых стандартов финансового учета и отчетности). Эти стандарты могут быть национальными или международными (МСФО). Они могут существенно отличатся, кроме того, имеют внутреннюю вариативность (табл. 1).

    Табл. 1 Вариативные методы, допускаемые МСФО при учете некоторых активов

    Актив Вариативный фактор учетной политики 3
    Дебиторская задолженность Частота признания «плохих» долгов и методы их списания
    Запасы (товары, незавершенное производство, материалы) Частота уценки и дооценки.
    Метод оценки при списании в расход
    Расходы будущих периодов Способ определения срока отнесения на доходы
    Основные средства и нематериальные активы Метод учета.
    Частота переоценок
    Метод начисления износа, способ определения срока полезной эксплуатации и частота пересмотра этих параметров
    Земля Метод начисления истощения
    Ценные бумаги Метод учета.
    Метод и частота переоценок
    Метод отражения суммы дооценки при продаже ЦБ, прошедших переоценку
    Инвестиции в ассоциированные компании Метод учета

    В зависимости от того, по каким стандартам компания формирует свою финансовую отчетность и какие из допускаемых ими вариантов учета она применяет в своей учетной политике, значения всех ее абсолютных финансовых показателей, включая доходы, расходы, активы и капитал в целом и в детальной аналитике будут существенно отличаться.

    Следовательно, для положительного ответа на ранее заданный вопрос нам помимо комплекта финансовых отчетов необходимо также получить «на руки» документы об учетной политике, принятой в сравниваемых компаниях.

    Таким образом, расчет финансовых коэффициентов без знания правил4 , по которым сформирована финансовая отчетность предприятий, лишен определенного смысла.

    Подкорректировав свои первоначальные утверждения о пользе финансовых коэффициентов, искушенный знаток финансового анализа, возможно, захочет добавить к ним несколько новых выводов и рекомендаций.

    4 Нет стандартных финансовых коэффициентов

    В отличие от финансовой отчетности, где все давно стандартизировано и применяемые термины (доходы, прибыль, активы и т. д.) четко определены, в теории финансового анализа нет однозначно определенных «правил игры», соответственно, нет общепринятых определений финансовых коэффициентов. Отсутствие жестких стандартов финансового анализа оставляет финансовым аналитикам поле для маневра, что в принципе оправдано в творческой среде, однако на практике может приводить к изрядной путанице. Например, не просто разобраться в отличии ликвидности от платежеспособности, при этом обращение к различным литературным источникам может еще больше запутать ситуацию.

    Следовательно, при ссылке на финансовой коэффициент, всегда необходимо определять, что именно под ним подразумевается.

    5 Нет общепринятых алгоритмов расчета финансовых коэффициентов

    По отмеченной выше причине, могут отличаться даже алгоритмы расчета одного и того же финансового коэффициента. Например, широкое распространение получили два противоположных способа расчета финансового левериджа, не говоря уже о том, как сильно от случая к случаю могут отличаться «наполнители» структуры числителя и знаменателя в формулах расчета коэффициента ликвидности.

    Следовательно, всегда необходимо уточнять, по какому алгоритму был выполнен расчет финансового коэффициента.

    6 Нет эталонных значений финансовых коэффициентов

    К сожалению, некоторые авторы приводят в своих трудах некие универсальные для всех случаев жизни значения финансовых коэффициентов. Так, в теоретических кругах широко распространена версия, что коэффициент ликвидности у всех благополучных компании должен быть равным 2. Это также сомнительно, как утверждение, что все благородные сыры должны иметь один и тот же коэффициент жирности.

    Очевидно, что значение коэффициента ликвидности, как и любого другого финансового коэффициента, зависит от времени и места действия, отраслевой принадлежности компании, ее рыночной позиции, конкурентной среды и многих других факторов. Например, на практике многие монополисты долгие годы успешно работают на отрицательном рабочем капитале, т. е. совершенно не укладываются в теоретический образ благополучной компании.

    Следовательно, в поиске «правильного» для конкретного предприятия значения финансового коэффициента надо ориентироваться на условия его деятельности и динамику развития этих условий.

    Автор настоящей статьи полностью разделяет выводы и рекомендации искушенного знатока финансового анализа, однако считает, что они ни в коей мере не умаляют значимости финансовых коэффициентов. Сегодня представить без них финансовый анализ просто невозможно. Главное – выработать к коэффициентам критическое отношение, не преувеличивая их достоинства и не умаляя недостатки.





    1 Иногда путают леверидж с беверидж, т. к. последствия их применения очень схожи: если в меру, то полезно, а если перебрать, то у менеджмента возникают проблемы.

    2 Понять сразу, зачем нужны два по сути одинаковых коэффициента ROA и ROI непросто. В начале, по неопытности существует уверенность, что отдача на актив всегда равно отдаче на инвестиции в этот актив. Однако в дальнейшем приходит понимание: в случаях, когда у бухгалтера не сходится баланс, польза от двух коэффициентов-близнецов просто бесценна!

    3 Выбор одного из возможных вариантов ведения учета производится компанией самостоятельно по каждому фактору и фиксируется в учетной политике.

    4 Необходимо также иметь ввиду риски случайных или предумышленных нарушений учетной политики, приводящих к искажению финансовой отчетности. Степень этих рисков для аудированной отчетности снижается, но не исключается полностью, поскольку зависит от профессионального уровня аудиторов компании и степени доверия к результатам их работы.