XII саммит «Food Retail»

8-10 февраля 2007
Москва

Под конец зимы в Москве состоялось знаменательное событие – международный бизнес-форум «Food Retail», в котором приняло участие около 500 топ-менеджеров розничных сетей и производителей России, СНГ и дальнего зарубежья.

Этот XII саммит директоров ритейла и их поставщиков, как и прошлые мероприятия BBPG в России, традиционно прошел на высочайшем организационном уровне, при этом поразив представительностью принявших в нем участие ключевых фигур мирового food retail, включая сразу двух вице-президентов Wal-Mart Майкла Кокрейла и Хуана Фигурейро. Этот факт, помимо всего прочего говорит о все более возрастающем интересе глобальных розничных сетей, включая сам Wal-Mart, к российскому рынку. Планы по приходу Wal-Mart в Россию нашли подтверждение в выступлении Майкла Кокрейла, правда, не конкретизированные по времени, месту и формату участия.

Основной вопрос бизнес-форума - консолидация рынка российской розницы и ее последствия. Представители IntelCont посетили практически все секции, посвященные этой проблеме, а также приняли участие в Пленарном заседании бизнес-форума, на котором и было открыто обсуждение всех наиболее интересных и получивших дальнейшее развитие тем двухдневной программы саммита.

По мнению экспертов IntelCont и с учетом прозвучавших на бизнес-форуме оценок, в целом состояние на рынке food retail в России можно охарактеризовать следующим образом:


  • крупные федеральные игроки, сливаясь друг с другом и поглощая «малых братьев своих» постепенно приводят их в трепетный ужас. При этом, правда утверждают, что никакой повальной консолидации не происходит, поскольку консолидировано на данный момент не более 5% российского рынка;
  • регулирующие органы, в попытке «отрегулировать» процессы монополизации розницы готовят проекты законодательных актов. Однако проанонсированный на форуме законопроект жестко критикуются руководителем профессиональной ассоциации компаний розничной торговли;
  • средние и небольшие региональные сети ищут выход в «междусобойных» слияниях и делятся опытом основания различных, в том числе торгово-закупочных союзов, в целях выживания и повышения конкурентоспособности по отношению к федералам. Однако «правила игры» этих союзов, а также амбициозность владельцев отдельных региональных сетей делают сомнительным эффективность таких попыток;
  • сегодня приход федералов в регионы производит на местные сети такое же впечатление, как еще пять лет назад приход глобальных сетей в Россию производил на сегодняшних федералов. В этих условиях владельцы некоторых региональных сетей начинают задумываются о продаже своего бизнеса более крупным игрокам. Для них становятся актуальными правилами игры на рынке слияний и поглощений, методы оценки стоимости компаний, «рецепты» быстрого повышения капитализации за оставшееся до продажи время.

Именно поэтому все без исключения секции бизнес-форума, посвященные вопросам консолидации через слияния и поглощения были безусловными фаворитами саммита и пользовались неимоверным успехом у участников. Причем наибольший интерес слушателей здесь вызывали не размышления экспертов о западном опыте и теории оценки, а реалии российского бизнеса, звучащие из уст его представителей.

Среди прочих невозможно не выделить выступление Александра Самонова, основателя и экс-президента ТДК (Торговый Дом «Копейка»). Из опыта совместной работе в ТДК, мы знали его как эффективного менеджера, на форуме – узнали как блестящего оратора, умеющего «завести» аудиторию. Его интереснейшее, живое выступление о практике поглощения ТДК нескольких более мелких компаний, а также истории трехкратной продажи самой «Копейки» не оставило безучастных в зале и затмило выступление всех консультантов.

IntelCont продолжает следить за рынком M&A в food retail и будет информировать Вас о всех интересных новостях этого сегмента.

Рабочие моменты форума:  

фото Майкл Кокрейл, Вице-президент, Маркетинг, Wal-Mart International, USA
фото Хуан Фигурейро, Вице-президент, Слияния и поглощения, Wal-Mart International, USA
фото Александр Самонов, председатель президиума АКОРТ, основатель Торгового Дома «Копейка» и Александр Сафаров, генеральный директор Группы IntelCont
фото
фото
фото